Кирзовые сапоги это уже такой же символ армии, как красная звезда и солдатский ремень с пряжкой. А еще синоним вечности, неубиваемости и связи поколений: от деда к внуку, как говорится.

На самом деле можно сказать, что у кирзы было два дня рождения. Первый в 1903 году , когда генерал-майор Михаил Поморцев пропитал несколько слоев парусины смесью желтка, парафина и канифоли. Получившийся материал не пропускал воду, зато пропускал пар, чем был схож с натуральной кожей. Материал назвали керза (от англ. kersey — грубое сукно).

Использовали его во время русско-японской войны, но не для обуви, а для изготовления чехлов для винтовок и частей конной амуниции. К 1913 году Поморцев представил сапоги, сделанные из комбинации юфти и кЕрзовых голенищ.

Но напрасно Михаил Михайлович обивал пороги военных ведомств, предлагая использовать его изобретение (совершенно бескорыстно) на нужды воюющей армии (ситуация с обувью в армии была критической, по некоторым данным каждый третий солдат был фактически разут), его так и не услышали. Шкурные интересы снабженцев победили. А после смерти изобретателя в 1916 году о кЕрзе и вовсе забыли. Не до этого стало.

Однако проблема «а во что обувать армию?» никуда не исчезла и к идее Поморцева вернулись в 30-х годах. Двое советских ученых — Борис Бызов и Сергей Лебедев, изобрели искусственный бутадиен-натриевый каучук, а инженеры Александр Хомутов и Иван Плотников сконструировали необходимое оборудование и получили кирзу на основе каучука. В 1935 году из «Кирзы-СК» была отшита опытная партия обуви, а в 1937 она начала поступать в армию.

Однако широкого распространения такая обувь не получила — оказалась не слишком прочной, каучук со временем трескался и качество заметно падало, плюс кожи более-менее хватало. Но все изменила Великая Отечественная война.

С началом призыва потребность в обуви стала просто катастрофической. В августе 1941 года на кировский завод искусственных кож — «Кожимит», главным инженером назначают Ивана Плотникова и ставят задачу — максимально быстро усовершенствовать технологию и наладить промышленный выпуск солдатских сапог. Ученые сделали невозможное — уже через год была не только разработана технология производства материала, но и налажено промышленное производство обуви. 10 апреля 1942 года Ивану Плотникову и другим специалистам, работавшим над усовершенствованием технологии, была присуждена Сталинская премия второй степени.

Самая распространенная модель была комбинированной — низ и носок из юфти (15 %), а голенища из кирзы. Сапоги были всепогодными и круглогодичными, по сезону менялась только портянка. Может, на современный взгляд это и не самое удобное решение, но армия, обутая в кирзачи, дошла до Берлина

После войны народ не спешил расставаться с полюбившейся обувью. Сносу ей не было, в уходе была неприхотлива, а стоила совсем недорого. Самое то, чтобы работать в колхозах и на заводах, восстанавливать разрушенную страну. Да и в лес за грибами в них ходить милое дело. Не обувь, а универсальный солдат.

И если в войну кирзачи меньше 38 размера не выпускались (представляете, каково было женщинам в армии?), то уже после ассортимент расширился и появились не только женские, но и детские варианты. Кирза окончательно стала народным достоянием.

И даже если когда-нибудь кирзу перестанут выпускать, свой след в истории эти сапоги уже оставили. Героический. Не каждой обуви это дано, согласитесь.
#музеймемориалвойны
#НациональныймузейРТ