В 13 июля 1944 г. в воздушном бою в районе​ Львова​ самолёт Девятаева был подбит и загорелся; в последний момент лётчик покинул падающий истребитель с​ парашютом, но при прыжке ударился о стабилизатор самолёта. Приземлившись в бессознательном состоянии на захваченной противником территории, попал в плен. Первоначально он находился в лагере Кляйнкенигсберг.

Несколько раз пытался бежать, но был пойман. Подземный ход, который рыли из барака, был обнаружен. Ему ​ грозила смертная казнь, но парикмахер в лагере подменил номер Девятаева, и под фамилией Никитенко пленный был переведён в лагерь Заксенхаузен, а осенью 1944-го эсэсовцы перевели летчика в концлагерь Карлсхаген на острове Узедом в Балтийском море.

Заключенные обслуживали аэродром Пенемюнде — он использовался центром, где создавались крылатые и баллистические ракеты. И вот, находясь в концлагере на острове Узедом, Михаил Петрович вместе с группой пленных стал готовить новый побег. Рядом с лагерем находился аэродром, на котором работали заключенные. Девятаев стал наблюдать, как заправляются самолеты, как заводятся моторы.

8 февраля 1945 г. подготовка к побегу была закончена. Убив конвоира, Михаил Петрович и его товарищи захватили бомбардировщик «Хейнкель-111». Через несколько часов 10 беглецов были на родной земле.

Девятаев сообщил Советскому командованию точные координаты стартовых площадок ракет «ФАУ-2» на острове Узедом. И через несколько дней ракетную базу Пенемюнде разбомбили.

В сентябре 1945 г. именно к Михаилу Петровичу обратился конструктор С. Королев с просьбой указать место, где базировались ракеты «ФАУ-2». Побывав на острове Узедом, они собрали необходимые детали и доставили их в Казань. А уже в 1950 году баллистические ракеты Р-1 были поставлены на вооружение.

Девятаев умер 24 ноября 2002 года в возрасте 85 лет. Похоронен на Арском кладбище в Казани, на территории мемориального комплекса воинов Великой Отечественной войны.